Название новости

Можно ли построить успешный бизнес «за МКАДом» — личный опыт

Меня часто спрашивают, почему моя компания с полугодовым оборотом в более 800 млн рублей (Zaymer выдает микрокредиты онлайн — Forbes) не переезжает из Кемерова, где ей суждено было родиться, в Москву или за рубеж? На самом деле большой бизнес «за МКАДом» построить можно. Я не стремился перебраться в Москву ни для поиска финансирования (пришлось вложить в бизнес  несколько  миллионов  рублей из своего кармана), ни для открытия офиса. Спустя три года, когда компания крепко встала на ноги, я не жалею о том, что мы были и остаемся проектом из небольшого городка. Ни для кого не секрет, что создание интернет-сервиса не зависит от места расположения офиса. Но почему-то каждый год основатели стартапов отправляются в Москву (реже- Санкт-Петербург или Казань). У меня есть пять  аргументов не в пользу такого решения. 

Банальное удобство

Самой веской причиной остаться в родном городе для меня стало, как ни банально, удобство. В Кемерове у меня семья, друзья, уже налаженный бизнес в близкой сфере, собственное офисное помещение. 

Кроме того, для меня, как и для многих жителей небольших городов, московские расстояния и то время, которое люди тратят на дорогу до работы, кажутся чем-то диким и существенно снижающим в итоге работоспособность и качество жизни. В Кемерове наш офис находится практически в центре города, некоторые сотрудники приходят на работу пешком, тратя на это всего 15 минут. Те, кому повезло меньше, доезжают минут за 30-40. Несколько раз в неурочное время,  возникали  ситуации, когда требовалось срочное присутствие в офисе наших специалистов и руководителей: полчаса, и все были на месте.

В общем, при запуске вопросов о переезде вообще не возникало. Но вот  почему  мы не перебрались  в Москву уже после того, как бизнес стал приносить доход?  Все дело в том, что помимо затрат на аренду, оборудование офиса, рабочих мест, переезд неизбежно приведет к почти полной смене команды. А значит, к перестройке всего рабочего процесса, и в итоге — потере доходов, неудобствам клиентов. Думаю, в случае переезда в Москву на обустройство на новом месте ушло бы не меньше полугода.

Мы практически не отдаем работу на аутсорсинг, хотя как раз в Москве найти хороших подрядчиков было бы несложно. Но когда штат насчитывает больше ста человек, когда уже отстроен собственный колл-центр и когда налажена работа коллекторской службы, найти замену на новом месте сразу всем – задача сложная (и финансово затратная). Можно, конечно, предложить сотрудникам переезд, но предполагаю, что согласились бы  на него не больше 10% людей  из команды. Да, далеко не все мечтают жить в Москве. 

Я сам знаю несколько примеров компаний,  когда бизнес  перебрался в город покрупнее, но при этом часть сотрудников – юристы, бухгалтерия – все же оставались на месте. По сути, меняли город только руководство и PR-отдел, поскольку в столице проще налаживать связи в нужной отрасли, получать актуальную информацию «из первых рук».

Экономия

Не открою секрета, что бизнес в небольшом городе обходится его владельцу дешевле.  Даже если бы у меня не было помещения в собственности, в Кемерове снимать офис было бы в разы дешевле.  В 2013 году средняя цена за квадратный метр в бизнес-центре  в Москве составляла 1,5-2 тысячи руб., а в Кемерове – 500-600 руб., то есть в 3-4 раза меньше.

Безусловно, еще одно существенное отличие работы в регионе и в столице – это уровень зарплат. Вот средний заработок разных ИТ-специалистов в Кемерове и в Москве:

- Программист PHP – от 45 000 руб., в Москве – от 100 000 -120  000 руб.;

- Специалист колл-центра – от 25 000 руб. , в Москве – от 50 000 руб.;

- Специалист службы взыскания – от 30 000 руб., в Москве – от 70 000 руб.

Ведущие специалисты и в региональной компании могут зарабатывать столько же, сколько их столичные коллеги. И  это мотивирует людей оставаться в компании.  В Москве мы бы были вынуждены  сразу предложить человеку, только что зачисленному в штат, большой оклад.  Но ведь начало работы – это период адаптации, понимания процесса, и новичок в это время особенной прибыли не приносит, а лишь отнимает у остальных время на свое обучение. Будь мы в Москве, оплачивать эту адаптацию пришлось бы по московским зарплатным тарифам, а в Кемерово мы платим средний кемеровский оклад. Не говоря уж о том, что перевезти ценного специалиста в Кемерово и обеспечить его жильем гораздо дешевле, чем в Москву. Другой вопрос, что очередь из желающих переехать в Кемерово пока не стоит, поэтому мы постепенно выходим на рынок Новосибирска – не с целью перенести туда головной офис, а именно потому, что кемеровский рынок труда себя исчерпал. Еще один плюс -   в регионе легче развитвать  бренд работодателя. По-моему, в нашем городе уже не осталось ни одного программиста, который бы ничего не слышал о «Роботе Займере»

Команда

Говоря о подборе кадров, важно также сказать, что у любого небольшого города есть и еще одна особенность: действительно интересных предложений на рынке труда, с достойной зарплатой, не так уж много. И люди действительно держатся за хорошие места, а для компании это отсутствие головной боли с «текучкой» кадров.  Однако нужно помнить, что чтобы привлечь хороших сотрудников, стартапу придется много работать  - иначе неизвестной никому компании   не построить HR-бренд.

У нас с самого начала были проблемы с нехваткой персонала.   «Гуру»  в сфере онлайн-разработки  в Кемерово, конечно,  сложно найти. В столице выбор несравнимо богаче.  Поэтому  путь один: строить команду с нуля методом проб и ошибок, брать  неопытных специалистов, многие из которых в конечном счете растут  вместе с компанией. Мы ездили по вузам, проводили встречи с выпускниками (в основном это были программисты и смежные технические специальности), рассказывали про нашу компанию. Впоследствии мы стали приглашать на оплачиваемые стажировки. Из  тридцати желающих мы выбрали восемь стажеров, из которых трое получили работу.

Общение «с глубинкой»

Из регионов можно выстраивать отношения с клиентами и партнерами. Не можете приехать на  специально запланированную  встречу или на деловой завтрак? В этом нет ничего пугающего, интернет-технологии легко заменяют очные визиты. 

Нам с самого начала пришлось выстраивать партнерские отношения с СРА-сетями и веб-мастерами,  а  на «географии» они никак не завязаны.  Мешало ли нам наше «провинциальное» происхождение? В целом – скорее нет, чем да. Да, пару раз люди пытались строить с нами диалог с позиции «вам аж из Москвы звонят», но это были скорее исключения, никак не повлиявшие на успех бизнеса, о которых мы сейчас вспоминаем с улыбкой. А вот один из наших партнеров очень обрадовался, узнав о том, где мы находимся – Кемерово оказался родиной его жены. И сразу отношения потеплели  -  почти земляки!

При общении же с нашими зарубежными инвесторами все по умолчанию считали, что мы из Москвы, потом заинтересованно спрашивали – где это, Кемерово? Мы честно отвечали, что в центре России, в самом что ни на есть, географическом.

Конечно, приходится подстраиваться под московский часовой пояс (Кемерово опережает Москву на 4 часа), например, служба PR время от времени отвечает на срочные запросы СМИ и  поздним вечером.  Зато потом, когда наши партнеры узнают об этой разнице во времени, сразу растет уважение к нашим специалистам и их степени профессиональной ответственности!

Клиенты наше «немосковское» расположение на себе практически не ощущают, наш сайт и горячая линия работают в формате 24/7. На сайте, кстати, стоит кемеровское время, и именно по нему ведется отсчет суток. Как-то раз один клиент долго допытывался у службы поддержки, что за часовой пояс на сайте. Увы, географического пункта «Кемерово» в его сознании не было, и несмотря на все пояснения, он в итоге решил для себя, что время казахстанское.

Собственный капитал до прибыли

Многих столица привлекает тем, что  в Москве сосредоточены  офисы фондов, заинтересованных в поддержке стартапов и готовых вложиться в новый проект. У нас изначально была другая стратегия. Старт проекта и его развитие строилось на собственном капитале — объем моих инвестиций составил более $1 млн., мы были готовы привлекать долговое финансирование. 

Есть ли бизнес-ангелы в Кемерове?  Не знаю — мы их не искали. Могу точно сказать, что мы не планировали привлекать инвестиции до тех пор, пока компания не начнет приносить прибыль. Мы не были на 100% уверены в успехе, откровенно говоря, даже не написали бизнес-план – времени не было! Вокруг настолько быстро все менялось — и условия существования бизнеса (нам «повезло» попасть как раз на начало кризиса), и наше видение продукта, и оценка рынка – что основной задачей было сориентироваться и встроиться в этот процесс, планировать было некогда. А уж тем более тратить драгоценное время на «торговлю лицом» и поиск инвесторов. Мы понимали, что сейчас наш бизнес стоит немного, но в случае успеха цена его будет расти.

Поиском инвесторов мы все же занялись, но немного позже, уже в 2015 году, когда стали выдавать более 10  000 займов ежемесячно, а список клиентов приближался к 100 000. Один из крупных венчурных фондов проявил интерес к нашему проекту, инвестменеджеров фонда  нисколько не смутило, что мы находимся в Кемерово. Но увы, мы немного опоздали, срок  работы фонда заканчивался, и  нам предложили подождать открытия следующего фонда в 2016 году. Через несколько месяцев ситуация изменилась, этот фонд уже оказался не заинтересован в инвестициях в российские компании, российский рынок вышел за пределы их интересов. После этого мы сменили стратегию привлечения инвестиций.

«Не резиновая» или вместо заключения

Перебираться в столицу или остаться в родном городе? Безусловно, ответ зависит от специфики бизнеса. Но мы на себе проверили, что онлайн-сервис можно продуктивно развивать и в регионе. Конечно, на пути к успеху здесь возникает одна реальная преграда — это поиск квалифицированного персонала в сфере IT, а также сотрудников, готовых продуктивно работать в онлайн-сегменте.  

Планируем ли мы рано или поздно перебраться в Москву? На данной стадии развития бизнеса, когда собрана продуктивно работающая команда, полностью отлажена работа с клиентами и есть четкое видение дальнейшего развития компании,  о переезде в столицу речи не идет . На мой взгляд, это нецелесообразно. Просто неразумно терять 90% персонала и два года  развития из-за неоправданного желания переехать в Москву. Это ни в коем случае не показатель развития компании, если ресурсы для роста проекта вполне можно найти в своем регионе и ближайших к нему.